Экспертное мнение_27.03.2018

27.03.2018

Журнал «ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

Экспертное мнение

Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-70331 от 10.07.2017

Всё чаще и чаще мы слышим о формировании информационного общества с присущими ему преимуществами и недостатками. Для того, чтобы разобраться, что это такое и как оно развивается в нашей стране сотрудник журнала А. Андрианов обратился к экспертам — к.э.н., доценту кафедры политической экономики и истории экономической науки РЭУ им. Г.В. Плеханова Евгении Шавиной и к.э.н., доцентам кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г.В. Плеханова Сергею Кукушкину и Олегу Каленову.

А. Андрианов: Коллеги, сейчас много говорят об информационном обществе. Не могли бы Вы пояснить что означает «информационное общество»?

С. Кукушкин: Термин «информационное общество» используется в двояком смысле. В первом случае информационное общество рассматривается как стадия развития человеческого общества, это общественно-экономическая формация, которая формируется в настоящее время и должна прийти на смену постиндустриального общества. Несмотря на то, что данная формация ещё не наступила представители общественных наук, особенно философы, социологи и экономисты, ведут научные исследования и пытаются ответить на вопрос: «Какими основными чертами обладает информационное общество?». Во втором случае, под информационным обществом понимается распространение и доступность различных видов связи и информационно-коммуникационных технологий для населения и организаций. Для реализации этих задач в России и в Европе разработаны и реализуются целевые программы.

А. Андрианов: Вот именно в этом аспекте, нельзя ли раскрыть по подробнее.

С. Кукушкин: Европейское сообщество в 1994 году поставила задачу формирования единого европейского информационного пространства, для этого необходимо решить следующие задачи:

— улучшить условия для бизнеса с помощью эффективной и согласованной либерализации телекоммуникаций, создать необходимые условия для внедрения электронной торговли;

— перейти к обучению в течение всей жизни в рамках «обучения в информационном обществе»;

-поместить людей в центр происходящих преобразований;

— установить общие правила в рамках ВТО.

На следующий год (февраль 1995 г.) была учреждён форум информационного общества, который поставил решение следующих вопросов:

— воздействие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на экономику ЕС и занятость населения;

— основные социальные и демократические ценности в «виртуальном сообществе»;

— воздействие ИКТ на общественные и государственные службы;

 образование, переквалификация, обучение в информационном обществе;

— культурное измерение и будущее СМИ в рамках информационного общества;

— устойчивое развитие, технология и инфраструктура.

В 2000 году был принят проект «электронная Европа» («e-Europe»), а также директива «e-Europe 2002 Action Plan», которые предусматривают реализацию следующих ключевых целей:

— обеспечить каждой школе, каждому предприятию, каждому гражданину выход в онлайновую среду;

— поддерживать распространение европейской культуры через создание цифровой литературы, финансирование и развитие новых идей;

— гарантировать социальную направленность информационному обществу, содействовать росту доверия граждан к государству и укреплению социального согласия.

          А. Андрианов: Вы рассказали о зарубежном опыте. А как обстоят дела в нашей стране?

Е. Шавина: В Российской Федерации формирование информационного общества проходило (проходит) в два этапа. На первом этапе – до 2010 года, реализовывалась ФЦП «Электронная Россия», которая предусматривала:

— создание «электронного правительства» и оказание на этой основе доступа населения к получению госуслуг, введение электронного документооборота, электронной подписи и др.;

— внедрение, развитие и обучение основам использования информационных технологий и информационно-коммуникационных технологий населения;

— широкое использование ИТ и ИКТ организациями;

— создание центров доступа получения электронных услуг и т.д.

В 2011 году была принята государственная программа «Информационное общество (2011 – 2020 годы)» — это уже второй этап.

А. Андрианов. И как реализовывается эта программа?

О. Каленов. Для развития и реализации поставленных задач в программе Правительством РФ был разработан ряд важных, основополагающих документов: Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р, Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы, утвержденная указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203. Основной целью является – получение населением и организациями максимальных преимуществ от применения инновационных технологий. Реализация этой цели становится возможной за счет:

— обеспечения предоставления гражданам и организациям услуг с использованием современных ИКТ;

— обеспечения прав граждан на доступ к информации;

— сохранения традиционных и привычных для граждан нецифровых форм получения товаров и услуг;

— развития технической и технологической основы становления информационного общества;

— обеспечения государственной защиты интересов российских граждан в информационной среде.

По данным Госкомстата в 2016 году:

— более половины граждан России (51,3%) получали услуги государственных и муниципальных органов управления в электронном виде;

— почти 75% населения имеет доступ к Интернету;

— уровень цифровой мобильной связи в городской местности составил – 92%, а в сельской – 81,3%;

— более 80% организаций имеют доступ к Интернету;

— 42,9% используют средства шифрования;

— электронную подпись используют 77,7% организаций и 87,7% государственных организаций;

— и только пол-процента населения, не использует Интернет из соображений безопасности.

Как видно, по данным официальной статистики всё очень даже неплохо, а вот в реальности… Реальность такова, что от развитых стран мы отстаем очень сильно, и разрыв продолжает увеличиваться.