Экспертное мнение_20.06.2018

20.06.2018

Журнал «ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

Экспертное мнение

Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-70331 от 10.07.2017

КАК ПОВЛИЯЕТ ПРОВЕДЕНИЕ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ?

 14 июня 2018 г. в Москве дан старт крупнейшему спортивному соревнованию – Чемпионату мира по футболу, который будет проходить на 12 стадионах в 11 городах России. Помимо Москвы это: Санкт-Петербург, Калининград, Волгоград, Казань, Нижний Новгород, Самара, Саранск, Ростов-на-Дону, Сочи и Екатеринбург. Для оценки влияния на отечественную экономику такого крупного события сотрудник журнала «Экономика знаний: теория и практика» Алексей Андрианов обратился к экспертам — доцентам кафедры экономики промышленности Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Олегу Каленову и Сергею Кукушкину и доценту кафедры политической экономики и истории экономической науки РЭУ им. Г.В. Плеханова Евгении Шавиной.

          О. Каленов: Как показывает практика проведения больших международных соревнований, краткосрочный эффект от них для экономики страны чаще всего незначителен. Чемпионат продлится всего месяц, и вряд ли удастся окупить все затраты. Наша страна почувствует эффект от проведения чемпионата мира не сразу. Реальную пользу инвестированные в мероприятие средства могут принести в долгосрочной перспективе, но только при условии их рационального и активного использования. Объем инвестиций в инфраструктуру городов, принимающих матчи чемпионата мира, составили почти 400 миллиардов рублей. Это строительство гостиниц и аэропортов, ремонт дорог, благоустройство территорий. На строительство и реконструкцию стадионов было потрачено около 180 миллиардов рублей. Это огромные цифры, и для того, чтобы была отдача, необходимо эффективно использовать объекты инфраструктуры, построенной к чемпионату мира, после проведения турнира. В первую очередь, это касается стадионов. Необходимо, чтобы в каждом городе, имеющим такие «красавцы»-стадионы, были футбольные команды, выступающие в Премьер-Лиге. Только тогда можно говорить о привлечении зрителей на трибуну и заполнении стадионов. Эта задача должна решаться при поддержке федеральных и региональных властей, а не только бизнесменами-владельцами команд. Ярким печальным примером может послужить команда из ленинградской области «Тосно», выигравшая кубок России, но прекратившая свое существования из-за нехватки средств владельца.

          С. Кукушкин: Полностью согласен, что инфраструктура, построенная к чемпионату мира, может создавать положительный эффект для развития экономики, только если она активно используется в дальнейшем. При этом, основные надежды, стоит возлагать на транспортную инфраструктуру. Дороги и аэропорты, построенные к соревнованию, могут долгие годы снижать транспортные издержки бизнеса в регионе проведения соревнования, и улучшать качество жизни населения. Увеличение количества туристов также даст свой эффект. По различным оценкам на матчи чемпионата мира в Россию может приехать около 400 тысяч иностранных болельщиков. Прирост объема авиаперевозок на международных направлениях может составить в 2018 году 1,9%. Увеличится спрос и на внутренние перелеты: прирост сегмента внутренних авиаперевозок возрастет на 1%. Перемещение болельщиков будет стимулировать и пассажиропоток на железнодорожном транспорте дальнего следования. За счет этого данный сегмент может получить дополнительный прирост до 0,5−0,7%.

          Е. Шавина: Важнейшим фактором долгосрочного эффекта будет рост туристического потока после проведения турнира, который будет во многом вызван освещением культуры и достопримечательностей нашей страны во время чемпионата. Эта тенденция будет поддержана за счет обновленной туристической инфраструктуры и роста качества в сфере услуг, например, в гостиничном и ресторанном бизнесе. Чемпионат мира по футболу поможет разрушить стереотипы, которые уже долгое время навязываются Западом, и улучшить имидж страны на международной арене. Кроме того, проведение чемпионата будет способствовать воодушевлению населения городов, связанное с ощущением причастности к глобально значимому событию. Это может послужить мотивацией для развития различных сфер деятельности, связанных как раз с приемом гостей и новой внешней оценкой, которую они могут дать городу.