Экспертное мнение_28.12.2018_2

27.12.2018

Журнал «ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

Экспертное мнение

Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-70331 от 10.07.2017

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ РЭУ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА

Редакция журнала «Экономика знаний: теория и практика» встретилась в канун Международной научно-практической конференции «Организационно-управленческие и социокультурные инновации в развитии цифровой экономики и систем электронного образования» с к.э.н., доцентом кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ им. Г.В. Плеханова Генкиным Евгением Викторовичем и побеседовала о текущей и перспективной деятельности кафедры.

Мы встречаемся в канун международной конференции, которая состоится в РЭУ им. Г.В. Плеханова 20 декабря 2018 года. Расскажите о ней поподробнее.

Е.В. Генкин: Действительно, 20 декабря 2018 г. ОНЦ «Менеджмент» и кафедра организационно-управленческих инноваций Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в рамках празднования 112 годовщины образования Университета проводят Международную научно-практическую конференцию «Организационно-управленческие и социокультурные инновации в развитии цифровой экономики и систем электронного образования». Особенностью этой конференции будет то, что в ней примут участие  ученые из ряда стран: России, Китая, Чехии, Германии, Анголы и других. Часто бывает, что «международными» конференции называют «для красоты». В нашем же случае широкая география участников позволит обсудить целый ряд вопросов развития экономики, узнать, что в этом направлении происходит у наших коллег. Пользуясь случаем, хочу пригласить всех желающих к нам, программа обещает быть очень интересной.

Ваша кафедра основана относительно недавно – в 2015 году. Каковы были цели ее создания?

Е.В. Генкин: Действительно, кафедра в нынешнем ее виде существует 3 года, однако она была образована на базе кафедры менеджмента, основанной в 1970 г., поэтому традиции уже существуют. Создание кафедры было обусловлено изменением роли инноваций в современном мире, что должно обязательно находить отражение в подготовке экономистов и менеджеров.

В чем специфика кафедры организационно-управленческих инноваций? Чем она отличается от других?

Е.В. Генкин: Мне трудно оценить другие кафедры, скажу о нашей. Главной особенностью я считаю тот сплав теории и практики, который удалось создать за последние годы. Многие преподаватели имеют практический опыт управления, которым могут поделиться со студентами, а заведующий кафедрой профессор Владимир Викторович Великороссов не только является известным в научном мире, но и возглавлял ряд крупных компаний. На кафедре очень хорошая атмосфера, молодые ученые, которые приходят в коллектив, всегда могут рассчитывать на поддержку более опытных профессоров: В.А.Баринова, В.П.Варфоломеева, Л.П. Гончаренко, Р.М. Нижегородцева, С.А. Орехова, М.Н. Сидорова, С.А. Филина. Каждый из них является известным ученым и автором учебников, уже ставших классическими.

Вы работаете в системе высшего образования почти 20 лет. Что поменялось за эти годы?

Е.В. Генкин: Сегодня высшее образование поменялось существенно. Появляются новые образовательные технологии, более широко используются активные методы обучения (анализ конкретных деловых ситуаций, решение кейсов, практических задач, деловые игры, методы «круглого стола», индивидуальные практикумы, метод мозговой атаки и пр.), растет количество и качество различных видов тренингов с применением современных технических средств.​ Конкуренция на рынке образования становится глобальной, и приятно, что мы вполне конкурентоспособны. В РЭУ приезжают учиться люди из разных стран – Германии, Швейцарии, стран ближнего зарубежья, Китая и др. Многие программы реализуются на английском языке – языке международного общения. Мы вместе с моими коллегами, доцентами А.А. Гретченко, М.И. Максимовым, В. Н. Сидоровой и старшим преподавателем ​Е.Е. Махновской проводим большой объем занятий на английском языке для студентов различных факультетов и программ РЭУ. По приглашению своих коллег из г. Алматы (Казахстан), 17 октября 2018 года доцент кафедры организационно-управленческих инноваций Дарико Кенжебаевна Балаханова и декан Факультета Менеджмента Максим Александрович Пономарёв посетили Алматинский технологический университет (АТУ). После этого силами преподавателей нашей кафедры был организован интересный образовательный проект, в основе которого лежало использование дистанционных технологий обучения, о чем еще несколько лет назад можно было только мечтать.

Правильно ли я понимаю, что теперь обучение длится не 5 лет, а всего четыре, после этого можно сделать выбор какой-то определенной профессии и продолжать обучение в магистратуре?

Е.В. Генкин: Да, если мы говорим именно про программы бакалавриата, они в очной форме длятся 4 года, после чего обучающийся может выбрать конкретную программу магистратуры. Выбор делается уже более осознанно,  кто-то остается, кто-то приходит из других ВУЗов, а кто-то начинает работать. Специфика времени такова, что у многих людей обучение продолжается буквально всю жизнь, и современный ВУЗ должен предоставлять такую возможность. У нас есть различные программы — от среднего общего образования до подготовки аспирантов и докторантов. Появилось целое направление в образовании – андрогогика, обучение взрослых, которое имеет свою специфику.

 В чем она заключается?

Е.В. Генкин: Являясь сформировавшейся личностью, взрослый человек ставит перед собой конкретные цели, в том числе, и в обучении. Больше внимания отводится формированию конкретных навыков, повышению тех или иных компетенций.  Андрагогика реализует древнейшую формулу обучения: non scholae, sedvitae discimus — учимся не для школы, а для жизни. Существует даже мнение, что ведущую роль в процессе обучения играет не обучающий, а обучаемый. Мне ближе концепция обучения как «дороги с двусторонним движением», когда  качество зависит не только от преподавателя, но и от слушателя, его желаний, мотивов.