Экспертное мнение_01.04.2019_2

01.04.2019

Журнал «ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

Экспертное мнение

Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-70331 от 10.07.2017

И СНОВА УСИЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ?

Совсем недавно на заседании Совета Федерации глава ФНС М. Мишустин заявил, что, несмотря на падение доходов населения, у государства есть резервы для повышения налоговых поступлений. При этом отмечается, что основным фактором привлечения денег должно стать повышение налоговой дисциплины граждан и цифровизация услуг ФНС. Безусловно, это вызвало бурную волну обсуждений. За разъяснениями мы обратились к нашим экспертамдоценту кафедры организационно-управленческих инноваций Сергею Кукушкину и доценту кафедры экономики промышленности Российского экономического университета  имени Г.В. Плеханова Олегу Каленову.

          С. Кукушкин: Для реализации поставленных Президентом задач требуются большие инвестиции. А главным их источником у нас в стране по-прежнему остаются налоги. В предыдущем году в консолидированный бюджет РФ поступило 21,3 трлн руб., что почти на 1/4 больше, чем в 2017 г. А за последние пять лет поступления в консолидированный бюджет РФ увеличились почти в 2 раза. Такая статистика свидетельствует о кумулятивном эффекте «обеления» отечественной экономики, в том числе благодаря использованию новых элементов администрирования и цифрового контроля. Во-первых, это автоматизированная система контроля за НДС. Во-вторых, это онлайн-кассы, что позволяет в режиме реального времени контролировать денежный оборот в  розничной торговле и сфере услуг. В-третьих, информационная система анализа имущественных налогов.  Тем не менее, без предоставления соответствующих доступных сервисов, государству будет сложно получать положенные отчисления от всех видов услуг.

          О. Каленов: Реальные доходы населения сокращаются уже порядка пяти лет подряд, начиная с 2014 года. Под ними можно понимать разность между доходами и обязательными платежами и налогами. И если увеличивать налоги, то и без того невысокий уровень жизни населения может стать уже критически низким. При этом особо пострадают как всегда наименее обеспеченные слои населения. Например, повышение налога на недвижимость для них приведет к тому, что из их невысоких доходов будет вычитаться еще большая часть и, в конце концов, им просто придется отказаться от владения недвижимостью. По мнению аналитиков, в среднем в нашей стране совокупная налоговая нагрузка переваливает уже за 50%, что свидетельствует о достижении предельного уровня, после которого теряется стимул к большему заработку. Да, на Западе данный показатель выше, но не стоит забывать, что там выше и уровень жизни, и производительность труда. Для роста отечественной экономики необходимо не повышать, а наоборот снижать бремя налоговой нагрузки.