Экспертное мнение_06.05.2019

06.05.2019

Журнал «ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

Экспертное мнение

Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-70331 от 10.07.2017

 

ЧТО ТАКОЕ ФУТБОЛЬНЫЙ БИЗНЕС?

 Футбол – любимая народная игра. Он никого не оставляет равнодушным. И пусть наши команды, как клубы, так и сборная, не всегда нас радуют, мы всё равно любим футбол. Но футбол – это не только спортивная игра и яркое зрелище, это ещё и бизнес. С вопросами «Что такое футбольный бизнес?» и «Откуда клубы берут деньги?» мы обратились к доцентам РЭУ им. Г.В. Плеханова Олегу Каленову и Сергею Кукушкину.

О. Каленов: Бюджет любого футбольного клуба формируется из четырёх источников:

— денежные средства спонсоров и дотации акционеров;

— выручка от проведения матча (стоимость билетов на матч);

— продажа прав на трансляцию матча по телевидению и радиовещанию;

— коммерческая выручка, включающая продажу сувениров, денежные средства за рекламу и многое другое. Значительная часть дохода формируется за счёт продажи или сдачи игроков в аренду. Особенно преуспевает в этом португальский клуб «Порту». Он стал своеобразной «кузницей» футбольных звёзд мирового и европейского футбола. «Порту» старается приобретать молодых талантливых игроков за небольшие деньги, а затем, после «раскрутки», продать их подороже.  Вот некоторые факты (в евро): Жоау Моутинью (купили за 11 млн., продали за 25 млн); Рикардо Куарежма (приобретен за 6 млн., выручили – 24,6 млн); Эльяким Мангаля (Купили за 6,5 млн., продали за 53 млн).

С. Кукушкин: Если рассматривать структуру доходов российских и зарубежных клубов, то выглядит она следующим образом. Около трети доходов зарубежные клубы получают за продажу билетов на матчи, от 20 до 50% клубы получают за продажу прав на телевизионную трансляцию (некоторые европейские гранды имеют собственные телеканалы), остальные средства – это средства спонсоров и коммерческая выручка. Бюджет российских футбольных клубов более чем на 70% — это средства спонсоров и акционеров. В этих цифрах наглядно отражается отношение к «игре номер один» в России и за рубежом и, соответственно, перспективы ее развития. За рубежом спортивному бизнесу уже 120 лет, в России же он начал формироваться только в девяностых годах. В мировой практике давно разработаны механизмы получения прибыли от спорта, в России же этот рынок ещё пока только формируется.