Экспертное мнение_14.10.2019_1

14.10.2019

Журнал «ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

Экспертное мнение

Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-70331 от 10.07.2017

АЗИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАНА В РОССИЙСКОЙ НЕФТИ?

В конце сентября США ввели санкции против крупнейшего оператора танкеров – китайской компании COSCO Dalian Tanker Shipping по причине их возможной перевозки иранской нефти. Это спровоцировало рост цен на грузовые перевозки и, в конечном счете, увеличение издержек азиатских НПЗ на транспортировку своей продукции. За разъяснением ситуации мы обратились к экспертам — к.э.н., доценту кафедры экономики промышленности РЭУ имени Г.В. Плеханова Олегу Каленову и  к.э.н., доценту кафедры организационно-управленческих инноваций Сергею Кукушкину.

О. Каленов: В настоящее время стоимость перевозки достигла почти 28 $ за тонну, что является максимумом за последние 11 лет. Однако, это выгодно отечественным нефтяникам, т.к. большинство азиатских НПЗ теперь приходят к выводу о более эффективной закупке и доставке нефти из России, по сравнению с Ближним Востоком. Причем это выгоднее как по цене, так и по срокам. Доставка нефти из России в Азию займет не больше недели, тогда как из стран Персидского залива – до 30 дней. Кроме того, короткие маршруты более выгодны для небольших танкеров класса Aфрамакс, крупными операторами в котором выступают российские Совкомфлот и Новошип. Так, южнокорейской компании KNOC покупка 1 барреля российской нефти в конце лета обходилась в 63,6 $, тогда как стоимость нефти из ОАЭ или Саудовской Аравии составляла бы более 65 $ за баррель.

С. Кукушкин: С учетом американских санкций, для азиатских НПЗ намного привлекательнее закупать нефть в соседних государствах, к которым можно отнести Индонезию, Малайзию и, конечно, Россию. За 8 месяцев текущего года Южная Корея купила у нас около 22 млн баррелей нефти, что составляет порядка 15 % от общего объема. Тоже самое можно сказать и о Китае, который приобретал и будет приобретать российскую нефть по причине более низких логистических расходов. По мнению ряда аналитиков,  санкции, введенные против COSCO Dalian Tanker Shipping, которой принадлежат 40 крупнотоннажных танкеров, сокращают общий танкерный флот на 5%. В связи с этим, произойдет серьезный передел на рынке перевозок нефтепродуктов.